Управление образования и науки
администрации муниципального района
«Алексеевский район и город Алексеевка»
Формирование творческих способностей обучающихся II и III ступеней обучения в процессе преподавания русского
языка и литературы через личностное развитие ребенка
Автор опыта:
Андрющенко Яна Николаевна,
учитель русского языка и
литературы
МОУ Алейниковская СОШ
Алексеевского
района
Белгородской области
Алексеевка
2012
СОДЕРЖАНИЕ:
1.
Раздел I
Информация об опыте с.3
2.
Раздел II
Технология описания опыта с.5
3.
Раздел III
Результативность опыта с.10
4.
Библиографический
список с.15
5.
Приложения с.16
Раздел I. Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта
В современном быстро
меняющемся мире переосмысливается социальный заказ школе. Содержание
образования перестаёт быть информационным процессом - это новая система
организации жизнедеятельности, в которой школьники учатся познавать и
совершенствовать себя с помощью науки, приобщаясь к труду и искусству, духовной
жизни, вершинам цивилизации. Обучение становится творчеством. Творчество - это единственный вид
деятельности, который соответствует природе человека и новому уровню развития
науки, культуры и производства.
Становление опыта
осуществлялось в МОУ Алейниковская СОШ, в условиях сельской школы с небольшой
численностью учащихся, имеющих мало возможностей для творческой самореализации по причине удалённости от социально-экономических
центров. В своей практике преподавания учитель ищет пути повышения уровня самореализации личности
учащихся через творческую деятельность.
Большинство обучающихся,
не получающих возможности самореализации через творческую деятельность,
занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 6-7 классе начинают
терять интерес к учебе. Это приводит к тому, что многие выпускники школы не
обладают творческой инициативой, не имеют навыка самостоятельного движения в
информационных полях.
Как утверждает автор
опыта, наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких
условий, в которых учащийся может занять активную личностную позицию и в полной
мере выразить себя, свою индивидуальность. Так возникла идея о приобщении
учащихся к творческой деятельности, чтобы создать условия для самореализации
личности.
Одним из важнейших
условий возникновения данного опыта явился переход от традиционного обучения к
личностно ориентированному, в основе которого лежит индивидуально-личностный
принцип, определяющий положение ребенка как активного субъекта в
учебно-воспитательном процессе.
Автор опыта считает, что традиционная
организация образовательного процесса, ориентированная на передачу готовых
знаний, мало развивает творческие
способности школьников, не побуждает их к активному участию в формировании
системы знаний, ценностных ориентаций, коммуникативной компетентности.
Началом работы по теме опыта стало проведение
диагностики по определению исходного уровня мотивации творческой деятельности
учащихся. Результаты диагностики показали, что у 53% учащихся низкий уровень
мотивации к творческой деятельности, занижена самооценка.
В ходе анализа результатов диагностики
определилась необходимость активизации творческой деятельности учащегося как
средства самореализации личности.
Актуальность опыта
Проблема самореализации
личности учащихся в условиях развития современной школы приобретает
превалирующее значение. Актуальность темы опыта автор видит в том, что,
активизируя творческую деятельность учащихся при личностно ориентированном
подходе, учитель создаёт условия для самореализации личности учащегося.
Ориентируясь на
формирование творческой личности обучающегося, способной к самоопределению и
свободному развитию, учитель способствует выявлению и созданию
психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых
для полного раскрытия творческого потенциала учащихся, обеспечения их
самовыражения на рефлексивной основе.
Как показывает анализ
методической литературы и практический опыт преподавания, одним из возможных
способов решения задачи является создание в образовательной среде условий,
способствующих творческой самореализации учащихся.
Наряду с этим выявляется
противоречие между потребностями учащихся в их творческой самореализации и
отсутствием системы работы по развитию творческого потенциала учащегося.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая
педагогическая идея опыта
заключается в создании необходимых условий, способствующих повышению мотивации
творческой деятельности школьников через
использование технологии личностно ориентированного подхода в
учебно-воспитательном процессе, что позволяет автору опыта решить проблему
гуманитарного образования в свете тех требований, которые предъявляет сегодня
общество, а также повысить качество знаний учащихся по русскому языку и литературе.
Длительность
работы над опытом
Работа по теме опыта велась в течение 3 лет:
I этап – начальный – сентябрь - ноябрь 2009г.
II этап – основной - 2009-2010 г. г.
III этап – заключительный - февраль 2011 г.
Начальный период предполагал обнаружение и
формулирование проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня
мотивации творческой деятельности учащихся.
На основном этапе была проведена работа по
активизации творческой деятельности учащихся, что создало условия для
творческой самореализации личности.
Диагностика на заключительном этапе доказала
успешность выбранных форм, методов и средств учебно-воспитательной работы для
решения обозначенной проблемы.
Диапазон
опыта
Диапазон опыта представлен системой работы
учителя по развитию творческой деятельности как средства самореализации
личности учащегося на уроках и во внеурочной деятельности.
Теоретическая
база опыта
В предлагаемом опыте по
повышению мотивации творческой деятельности учащегося как средства
самореализации личности школьников используются
идеи школы психолога Л.С. Выготского, представленной, помимо его работ,
работами И. С. Якиманской, Г. К. Селевко, О.С. Газмана, а также
психолингвистов, психофизиологов и педагогов-новаторов В. Ф. Шаталова, Т. Я.
Фроловой, давших этим идеям жизнь в новых технологиях обучения в школе.
При конструировании темы
опыта учителем были использованы следующие понятия: творческая деятельность,
средство, самореализация, творческая
самореализация, личность. В толковом словаре
русского языка под редакцией С.И. Ожегова данные понятия трактуются
следующим образом:
1. Творческая деятельность
- создание новых по замыслу культурных или материальных
ценностей.
2. Средство - приём, способ действия для достижения
чего-нибудь.
3.
Самореализация
– это «раскрытие человеческой природы» (О.С. Газман). Процесс самореализации
включает постановку обучающимися перед собой цели, владение способами её
достижения, реализацию принятых намерений.
4.
Творческая
самореализация учащихся есть процесс и результат самоосуществления их творческих
потенциальных возможностей в учебно-познавательной деятельности.
5.
Личность
– это внутреннее определение
единичного существа в его самостоятельности, как обладающего разумом, волей и
своеобразным характером, при единстве самосознания (В. С. Соловьёв)
Новизна
опыта
Новизна опыта заключается в систематизации и
рациональном практическом применении
форм, методов и средств развития творческой деятельности учащегося в
образовательном процессе.
|